Что такое блатняк
Направление: Песня
Истоки: Тюремный фольклор
Место и время возникновения: XIX век, Россия
Годы расцвета: начало XX века, конец XX века
Родственные: Бардовская песня, Русский шансон
Блатняк — песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру. Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодия, жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон».
Основные черты блатной песни — сюжетность, тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей криминального мира, примитивный мелодизм, использование в стихах стилистики разговорной речи и жаргона. Как правило, блатной фольклор воспевает жестокость, убийства, преступный образ жизни, в песнях авторы пытаются оправдать представителей криминального мира, рассказывая о жизни блатных заключённых в тюрьме.
В середине XIX века существовали так называемые «песни воли и неволи», «острожные», «каторжные». Русский писатель Федор Достоевский, сидевший в Омской каторжной тюрьме в 1851—1854, в «Записках из Мертвого дома» цитирует разные её жанровые образцы, почерпнутые им в арестантской среде. Сам термин «блатная песня» возник в начале XX века, с появлением исполнителей подобной музыки на эстраде. В моду вошёл так называемый босяцкий, или рваный жанр, вызванный повышенным интересом в обществе к миру отверженных людей, которые в те времена в публицистике и художественной литературе изображались как жертвы социальной несправедливости, либо как носители бунтарского духа. На сцене МХТ тюремная песня «Солнце всходит и заходит» впервые прозвучала в пьесе Максима Горького «На дне» в (1902 году). Решающее влияние на формирование жанра оказал городской романс.
Традиционные мелодии российского «блатняка» позаимствованы из ресторанных песен и куплетов, сочинявшихся и исполнявшихся еврейскими артистами в Одессе в начале XX века. В музыкальном отношении (мелодика, аранжировка) эти песни испытали сильное влияние клезмера, прослеживаемое в жанре до сих пор.
В 1923 году в Одессе местный композитор Оскар Строк написал на стихи журналиста и кинодраматурга Якова Ядова песню «Мурка» в стиле классического танго. В последующие годы она стала народной, слова песни изменялись неизвестными авторами, которые добавляли жаргонизмы.Мелодия песни исполняется в воровском притоне главным героем художественного фильма "Место встречи изменить нельзя", действие которого разворачивается осенью 1945 года в Москве.
Впервые блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их известный советский композитор и джазмен, уроженец Одессы Леонид Утесов. Одна из таких песен — «Гоп со смыком», написанная в стилизации песен одесситов. В те же годы Утесов по просьбе Иосифа Сталина исполнил во время приема в Кремле вместе со своим оркестром песню «С одесского кичмана». Сталин аплодировал после выступления.
В 1930-1940-е годы появились песни о страданиях осуждённых, находящихся в ГУЛАГ. Песня о людях, содержавшихся в тяжелых условиях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих пор вызывает споры, появившаяся в конце 1940-х годов — стала гимном заключенных и была популярна в 1950-е годы[7].
Другой трагический гимн осужденных, написанный неизвестным автором «По тундре» («Воркута-Ленинград») появился во второй половине 1940-х годов. В 1930-х годах и начале 1940-х побеги из мест заключения были редки, поскольку обычно жестоко подавлялись — беглецов попросту расстреливали. С приходом в лагеря ГУЛАГ бывших военнопленных гитлеровских лагерей и бывших повстанцев-националистов, прежде всего украинских побеги стали серьёзной проблемой в пенитенциарных учреждениях СССР. Песня поэтизирует стремление к свободе и ненависть к тем, кто охраняет арестантов и осуждённых.
Во времена правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева блатные песни, в том числе Леонида Утёсова, уже не тиражировались на грампластинках и по радио не звучали. Один из самых известных исполнителей блатных песен в конце 1960-ых — 1970-ых годах, выступавший с нелегальными концертами — Аркадий Северный, не имевший опыта пребывания в местах лишения свободы. Исследователи находят отдельные мотивы блатной песни в ранних произведениях Владимира Высоцкого.
домой